Научная и педагогическая деятельность
Дмитрия Николаевича Наследова.
Предлагаемая вниманию читателя статья - несколько сокращенный вариант статьи с тем же названием, опубликованной в изданном ФТИ им. А.Ф. Иоффе и СПбГПУ сборнике, посвященном столетию со дня рождения Д.Н. Наследова.
(Примечание редактора)
 Дмитрий Николаевич Наследов родился 12 августа 1903 года в Киеве. Его родители – Николай Алексеевич, по происхождению донской казак, и Наталья Николаевна (в девичестве Каменская), дворянка – были родом из Ростова-на-Дону. В Киев они перебрались в 1896 году после того как Николай Алексеевич за участие в революционных кружках в 1894 году был выслан жандармерией за пределы Донской области. Николай Алексеевич работал корректором в типографиях Киева и Ленинграда, а Наталья Николаевна, будучи домохозяйкой, иногда давала уроки музыки. Оба они умерли в 1942 году в блокадном Ленинграде.
 Учился Дмитрий Николаевич в Киевской гимназии Общества родителей и преподавателей, которую закончил (7 классов) в 1920 году. В 1920 - 1921 годах он служил в Батальоне связи Киевского Укрепленного района, оттуда в 1921 году был командирован на учебу в вуз.  В 1921 году. Дмитрий Николаевич поступил в Киевский политехнический институт на химический факультет. Однако из-за большой тяги к физико-математическим наукам перевелся в Киевский институт народного образования (бывший и будущий университет) на физическое отделение физико-математического факультета.
 Уже на последнем курсе он начал заниматься научно-исследовательской работой под руководством профессоров Г.Г. де Метца и Л.И. Кордыша (1878-1932). И до окончания института успел выполнить две самостоятельные научные работы: ''Попытка объяснения природы земного магнетизма'' и ’’Zum Quantentheorie des normalen photoelectrischen Effects’’. Вторая работа была опубликована в журнале Physikalische Zeitschrift, 1927, В.28, №3, стр.149-151.
 В 1924 году Дмитрий Николаевич закончил институт по специальности преподавателя физико-математических наук. С 1925 года он начал работать в Киевском рентгеновском институте, где последовательно занимал должности: рентгенофизика физического отдела, старшего физика (1927), заведующего лабораторией дозиметрии рентгеновских лучей (1928-1930), в 1929-1930 годах был ученым секретарем института.
 Педагогическая деятельность Дмитрия Николаевича практически началась также в стенах Рентгеновского института. Здесь он читал (1926-1928) для сотрудников лекции по физике рентгеновских лучей и руководил аспирантами. Здесь он преподавал (1929) электрофизику на курсах повышения квалификации врачей – физиотерапевтов. В это же время Д.Н. Наследов работает по совместительству в Украинской метеорологической службе ассистентом в лаборатории по изучению радиоактивности почв и вод Украины и Киева (до 1 февраля 1926 года). С октября 1927 года Дмитрий Николаевич работает по совместительству сначала ассистентом, затем доцентом на кафедре физики Института народного образования, где проводит семинары (упражнения по решению задач) по теоретической и экспериментальной физике. В 1928 г. он избирается заместителем физико-математической предметной комиссии.
 В Рентгеновском институте Д.Н. Наследов выполнил 15 научных работ в области спектроскопии рентгеновских лучей, ионизации твердых диэлектриков рентгеновскими лучами, дозиметрии рентгеновских лучей и электропроводности твердых тел. Эти работы были напечатаны (1925-1930) в советских и иностранных журналах. Для краткости назовем лишь названия журналов: Журнал Русского физико-химического общества, Успехи физических наук (2 статьи), Вестник рентгенологии и радиологии, Украинские физические записки, Physikalische Zeitschrift (2), Zeitschrift fur Fhysik (3), Annalen der Physik (3),. Strahlentherapie (2). Эти работы в течении 1925-1930 годов Дмитрий Николаевич докладывал и на ряде научных съездов физиков-рентгенологов.
 Летом 1930 года в Одессе состоялся 1 Всесоюзный съезд физиков, на который съехались ученые из Москвы, Ленинграда и других городов страны, а также из-за рубежа. Группа молодых физиков из Киева не была случайным явлением. Обычно академик А.Ф. Иоффе (1880-1960) использовал съезды для приглашения в свой институт талантливых ученых. Так, в частности, после четвертого съезда русских физиков в Ленинграде (1924) он пригласил в Физтех бакинца Кирилла Дмитриевича Синельникова (1901-1966), а через него и другого бакинца, еще одного сотрудника профессора Семена Николаевича Усатого, Игоря Васильевича Курчатова (1903-1960). На этот раз А.Ф. Иоффе заранее послал в Киев Я.И. Френкеля (1894-1952) и Н.Н. Семенова (1896-1986) на «смотрины».
Вот как об этом событии рассказывал в 1978 году один из членов группы Анатолий Петрович Александров (1903-1994), академик, президент АН СССР: « …в Одессе проходил Всесоюзный съезд физиков. Вся наша группа, работавшая в Киевском рентгеновском институте, получила на него приглашение. В нее тогда входили профессор Киевского университета Д.Н. Наследов и два студента – В.М. Тучкевич (будущий академик и директор ЛФТИ) и я. В Одессе мы подробно рассказали А.Ф.Иоффе о работах, проводимых нами»
 Сразу после съезда Абрам Федорович пригласил в Ленинград на работу в ФТИ четырех молодых физиков из Киева: Д.Н. Наследова, А.П. Александрова, В.М. Тучкевича (1904-1997) и П.В. Шаравского. Здесь уместно привести известное в те годы в кругах физиков стихотворение Жени Крикулькиной (Евгении Николаевны Кансгиссер, в последствии леди Пайерлс): «Не хватайте с неба звезды, не ищите мест ведь физические съезды – ярмарки невест». В ее случае стихи оказались пророческими. В 1931 году она вышла замуж за Рудольфа Пайерлса (1907-1995).
 С 15 сентября 1930 года Дмитрий Николаевич одновременно работает старшим инженером-физиком в Физико-Техническом институте и доцентом на кафедре физики Физико-механического института. Приказом ВСНХ от 25 апреля 1930 года на базе Политехнического института были организованы отраслевые институты: Гидротехнический, Физико-механический, Котлотурбинный, Металлургический, Машиностроительный, Электромеханический и Электросварочный. Постановлением Совнаркома СССР от 11 января 1934 года отраслевые институты объединились в единый Ленинградский Индустриальный институт. И только 10 ноября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Индустриальному присвоено прежнее наименование «Ленинградский Политехнический институт имени М.И. Калинина».
 Не прошло и полгода как Дмитрий Николаевич стал руководителем лаборатории электрических явлений (с 13 февраля 1931 года) и заместителем директора по научной части ( с 1 июля 1931 года по 1 мая 1932 года.) в ГФТИ, а также заведующим отделением общей физики (с 1 марта 1931 года). С 1932 по 1934 год – он уже заместитель заведующего кафедрой физики и начальник научно-исследовательского сектора Физико-механического института.
 В период с 1931 по 1932 год Д.Н. Наследов выполняет большую организационную работу по использованию солнечной энергии в Средней Азии. В связи с этим он дважды откомандировывался в Ташкент и Самарканд, где выполнял работу по созданию Гелиотехнического института. В результате в Самарканде был открыт Среднеазиатский гелиотехнический институт.
 В 1931-1932 годах в Физико-техническом институте было создано новое направление – физика полупроводников, которым занялись А.Ф. Иоффе, Д.Н. Наследов, П.В. Шаравский, В.П. Жузе, Ю.П. Маслаковец, Б.Т. Коломиец и др. Д.Н. Наследов с сотрудниками начал изучать электропроводность и фотопроводимость закиси меди – первого классического полупроводника, а также создавать и изучать фотоэлементы и выпрямители на его основе. Результаты этих работ были изложены в 15 статьях, опубликованных в 1931-1939 годах в ЖЭТФ ( правопреемник физической серии Журнала Русского физико-химического общества), ЖТФ, Physikalisсhe Zeitschrift der Sowjetunion и Изв.ВЭТА. Отдельные результаты опубликованы в журналах Journal Scientific Instruments, Die Naturwissenshaften,. Nature. Статья в Nature «Поведение электронов и дырок в закиси меди» написана в соавторстве с А.Ф. Иоффе.
В 1934 году постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 13 января были введены ученые степени и звания. В связи с этим научным сотрудникам и преподавателям высших учебных заведений, имеющим большое число опубликованных работ, начали присуждать ученые степени и присваивать ученые звания. В 1935 году ЛФТИ представил Д.Н. Наследова к ученой степени кандидата физико-математических наук и к званию действительного члена ЛФТИ, а Ленинградский индустриальный институт – к ученому званию профессора без защиты докторской диссертации.
 Много сил и энергии отдавал Дмитрий Николаевич общественной работе. С 1931 по 1935 год он – председатель секции на-учных работников ФТИ, с 1935 по 1937 год – председатель месткома, секретарь Бюро Всесоюзной сквозной бригады по полупроводникам (председатель – академик А.Ф. Иоффе); уполномоченный по созыву Международной конференции по полупроводникам, которая состоялась в сентябре 1933 года.
Из Физико-технического института в 1937 году Д.Н. Наследов ушел в НИИ №8 Наркомата оборонной промышленности, где руководил лабораторией №16 по 1939 год. В 1939 году он перешел на основную работу в Военную электротехническую академию – заведующим кафедрой физики.  С этого времени он зачисляется в кадры Красной Армии.
В ВЭТА Д.Н. Наследов продолжает заниматься той же проблемой, что и в ЛФТИ, только объектами исследования стали второй классический полупроводник – селен, селеновые фотоэлементы и выпрямители, а также таллофидные фотосопротивления. В 1940 году Дмитрий Николаевич защищает докторскую диссертацию «Электрические свойства полупроводников».
С 1941 года, находясь в эвакуации с ВЭТА в Томске, он интенсивно продолжает свои исследования. В результате в 1941-1946 годах им совместно с сотрудниками было выполнено и опубликовано в Изв. ВЭТА, Трудах ВЭТАС и ЖТФ 17 научных работ.
 Можно без преувеличения сказать, что работы Д.Н. Наследова – исследования влияния примесей, электрического поля, света, давления и других факторов на электрические свойства селена, установление существования электронно–дырочного перехода в селеновых выпрямителях и изучение свойств этих переходов – явились фундаментом как последующих научных исследований по селену, так и для развития техники, с представителями которой Д.Н. Наследов поддерживал теснейшие контакты до конца своей жизни.
 В 1947 году Дмитрий Николаевич был демобилизован из Советской Армии и назначен на должность заместителя директора ФТИ, которую он занимал до 1957 года.
 В 1950 году в Физико-техническом институте Н.А. Горюнова и А.Р. Регель с сотрудниками открыли, что соединения элементов III и V группы (А3 В5) Периодической системы Менделеева – ближайшие бинарные аналоги германия и кремния также являются полупроводниками. Оказалось, что свойства нового класса полупроводников очень перспективны для практического использования. Поэтому они сразу приковали к себе внимание исследователей всего мира.
 В Физико-техническом институте широкомасштабную работу по выращиванию кристаллов, комплексному изучению физико-химических и физических свойств и созданию приборов на основе полупроводников А3 В5 возглавил Д.Н. Наследов.
Уже в 1956 году в ФТИ была защищена первая диссертация по полупроводникам А3 В5, выполненная под его руководством, - кандидатская диссертация А.Ю. Халилова: «Электрические свойства InSb и InAs». В его лаборатории были разработаны технологии выращивания монокристаллов антимонида индия, арсенида галлия, арсенида индия и твердых растворов арсенида галлия - арсенида индия. При этом чистота кристаллов антимонида индия была наивысшей в мире, а подвижность электронов в них – рекордной. Электрические свойства кристаллов антимонида, арсенида и фосфида индия, а так же арсенида галлия исследованы до гелиевых температур. В этих кристаллах были открыты существование примесной зоны, отрицательное магнитосопротивление и непараболичность зоны проводимости, т.е. зависимость эффективной массы электронов от их концентрации.
 Исследования электрических, оптических, термоэлектрических, фотомагнитных, фотоэлектрических, люминесцентных свойств кристаллов А3 В5 и электронно-дырочных переходов на их основе не только привели к важным физическим результатам, но и позволили создать фотоэлектрические преобразователи солнечной энергии с высоким КПД, высокочувствительные приемники излучения для различных областей спектра, туннельные диоды.
 Работы Д.Н. Наследова по физике полупроводников получили мировое признание. За участие в фундаментальных исследованиях, приведших к созданию полупроводникового квантового генератора, ему в 1964 году была присуждена Ленинская премия. В 1974 году он был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.
Дмитрий Николаевич был участником и организатором крупнейших международных конгрессов по полупроводникам, членом редколлегии научных журналов, почетным членом французского физико-химического общества, членом-корреспондентом Академии наук и литературы в Майнце (ФРГ).
 Д.Н. Наследов создал научную школу в области физики и техники полупроводников. Ученики Дмитрия Николаевича работают по всему бывшему Советскому Союзу, возглавляя институты, лаборатории, кафедры, научно-технические и промышленные разработки в области полупроводников. В частности, В.Я. Шевченко (родился в 1941 году), действительный член Российской Академии наук, с 1998 года возглавляет Институт Химии Силикатов им. И.В. Гребенщикова РАН; Г.Б. Абдулаев (1918-1993), член-корреспондент АН СССР возглавлял Институт физики Академии наук Азербайджанской ССР с 1954 по 1993 год, а с 1970 по 1983 год был президентом этой академии. В ФТИ им. А.Ф. Иоффе и СПбГПУ и сегодня работают его бывшие аспиранты и соискатели В ФТИ это – доктора физико-математических наук: заведующий Лабораторией инфракрасной оптоэлектроники Ю.П. Яковлев; главный научный сотрудник М.П. Михайлова; ведущие научные сотрудники: А.А. Гуткин, Ю.А. Гольдберг, А.Н. Именков, С.В. Слободчиков; кандидаты физико-математических наук, научные сотрудники: Т.И. Воронина, Т.Н. Данилова, В.В. Евстропов, Н.В. Зотова, Г.В. Ильменков, Н.М. Колчанова, Т.С. Лагунова, Т.В. Львова, И.К. Полушина, Е.А. Поссе, В.Е. Седов, М.А. Сиповская, Н.Н. Смирнова, Г.Н. Талалакин. В СПбГПУ это – доктора физико-математических наук, профессора: А.Г. Дмитриев, Ф.П. Кесаманлы, В.Г. Сидоров; кандидаты физико-математических наук, доценты: Л.Д. Неуймина и Б.П. Попов.
 Д.Н. Наследов был не только выдающимся ученым, организатором науки и создателем школы в области физики полупроводников, но и блестящим лектором и педагогом. С 1930 года он преподавал, а с 1937года и до последнего дня своей жизни еще и возглавлял кафедру экспериментальной физики Ленинградского политехнического института. С 1949 по 1956 год одновременно был и деканом физико-механического факультета. На протяжении всей своей педагогической деятельности Д.Н. Наследов уделял много внимания организации и совершенствованию учебного процесса в высшей технической школе.
Перу Дмитрия Николаевича Наследова принадлежат ряд учебных пособий, а также несколько статей, посвященных методике преподавания физики. Особый интерес представляет его выступление на совещании работников кафедр физики ленинградских втузов в июне 1946 года. Когда читаешь текст этого выступления, то кажется, что он составлен в наши дни. Поставленные в нем проблемы (о роли курса физики в подготовке инженеров; о числе часов, отводимых физике в учебных планах; о материальном обеспечении физического кабинета для лекционных демонстраций и учебной лаборатории; о восстановлении должностей лекционных ассистентов и должностей механиков) злободневны и сегодня. Приведем из него несколько выдержек.
 «Физика перестала быть только общеобразовательным предметом в высших технических заведениях. Жизнь требует, чтобы физика заняла передовое и почетное место среди специальных дисциплин, формирующих будущих пециалистов-техников….
 Мы считаем, что число учебных часов по физике должно быть увеличено до 320 на первых четырех семестрах. При этом на лекционный курс нужно выделить 180 часов, а остальное время распределить между упражнениями и лабораторными занятиями. Только в этом случае преподавание физики удается поднять на должную высоту…
 Важность и необходимость лекционного ассистента не требует доказательств; ассистента-специалиста с высшим образованием никак не может заменить лаборант.
 Мы считаем, что институт лекционных ассистентов должен быть восстановлен, в их педагогическую нагрузку следует включить и постановку опытов. Таким путем мы сможем обеспечить наши лекции хорошо поставленными опытами…
 Нам нужно перестроить физические лаборатории так, чтобы работа студентов в них обеспечила в полной мере не только усвоение всего, что профессор читает на лекциях, но и подготовила их к работе в специальных лабораториях. А это означает широкое пополнение физических лабораторий новым оборудованием, оснащение их действительно новой аппаратурой и методикой измерений и всемерное содействие созданию в каждом втузе своей мастерской, изготовляющей несложные приборы и выполняющей различные механические работы…
 Министерству высшего образования следует восстановить институт механиков, каждая кафедра физики должна иметь механика высокой квалификации и небольшую механическую мастерскую.»
 Его лекции по физике, широта и смелость научных взглядов, высокий дар научного предвидения оказали решающее влияние на выбор жизненного пути многих известных физиков.
 В 1973 году по инициативе Д.Н. Наследова была начата модернизация учебной физической лаборатории, которая завершилась в 1976 году, через год после смерти. Модернизированный лабораторный практикум ЛПИ снова стал одним из лучших в стране и мире. Он был высоко оценен отечественными и зарубежными специалистами и удостоен диплома 1 степени ВДНХ СССР в 1979 году. Во многих вузах нашей страны началась модернизация учебных лабораторий физики с учетом опыта ЛПИ.
 Научная, педагогическая и общественная деятельность Дмит-рия Николаевича получила высокую оценку. Он был награжден орденами Ленина (1953), Красной Звезды (1944) и многими медалями. В 1964 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
Умер Дмитрий Николаевич 8 января 1975 года скоропостижно, от ишемической болезни сердца. В истории физики он оставил глубокий след как один из создателей современной физики и техники полупроводников, а в памяти учеников как мудрый и заботливый учитель.