Летательный аппарат с управляемым машущим крылом
Модель махолета, построенная автором в масштабе примерно 1/3 натуральной величины отмечена:
дипломом с золотой медалью на 1-й международной специализированной выставке «Миниавиа 2002»;
дипломом с золотой медалью V-го международного салона промышленной собственности «Архимед-2002»;
дипломом  II-ой степени 1-й Санкт-Петербургской выставки изобретений и ремесел. (Примечание редакции).
Из своих пятидесяти лет я полжизни отдал голубой мечте – машущему полету...
Еще в детстве с глубоким вниманием и восторгом наблюдал за полетом птиц, позже сам стал летать на дельтапланах и, можно сказать, спиной ощутил, что птичьему полету противопоказан какой-либо жесткий алгоритм, что нет и быть не может даже двух идентичных махов, что надо все время как бы подстраиваться к полету, постоянно ощущая при этом воздушную среду.  Кто летал на дельтапланах, знает, что управляющая трапеция в руках не бывает спокойной никогда.
Основным учебником для меня в свое время стала книга академика Тихонравова «Полет птиц и аппаратов с машущими крыльями» – скрупулезное исследование с графикой, серьезной математикой. К сожалению, ученый не делал практических выводов. И все же считаю, что работа Тихонравова имеет огромную ценность.
На основе этого труда и собственных соображений я пришел к выводу, что машущий полет станет возможным и эффективным лишь при условии применения системы АДАПТИВНОГО управления аппаратом, обладающей чувствительной обратной связью. О том, как ее сделать, я думал несколько лет.
Проработал десятки вариантов конструкций махолета и особо – крыльев. На первых порах я не строил моделей, тем более, натурных образцов, а, импровизируя, набрасывал эскиз за эскизом и «умозрительно» их совершенствовал. В конце концов, пришел к мысли, что надо "напрочь" отказаться от жестких механизмов – кулисных, кривошипно-шатунных и т.п., от вращательных и прочих цикличных движений в приводах, так как они по природе своей «тупые» и «трудновоспитуемые».
Система управления настоящим машущим полетом должна замыкаться на пилота, используя все его сенсорные возможности, мышечное чувство, вестибулярный аппарат, интуицию. Ведь среда полета – воздушный океан – абсолютно непредсказуема, ежесекундно меняется все: ветер, вертикальные потоки, плотность воздуха... Чтобы летать в таком хаосе, надо непосредственно «ощущать» махи крыльев, флуктуации среды – и мгновенно на них реагировать.
И еще я понял, что для машущего полета одной мускульной силы человека явно недостаточно.
Птиц природа наделила легким полым скелетом и мощной мускулатурой. При этом 40 процентов мышц отвела на грудной раздел, ответственный за махание крыльями. Так что для человека с его совершенно иной анатомией мускулолет, движимый собственными силами, практически невозможен. И я решил использовать в помощь рукам гидро- или пневмопривод. От первого быстро отказался по причине его громоздкости и большого веса. Пневмопривод и намного легче, и проще в управлении механизмом.
Но, повторю – не только в мощности дело. Все изобретатели махолетов полагают, что достаточно создать конструкцию с крыльями «как можно более птичьими», позволяющую часто и сильно ими махать – и все будет о'кей. Нет! Так просто ничего не выйдет. Чтобы эффективно летать, надо прежде знать, КАК махать, и при этом осязать, чувствовать «пятый океан».
У птиц крылья состоят из множества перьев, и КАЖДОЕ из них задействовано, нюансируя полет. Человеку же, чтобы летать по-птичьи, надо не только оптимизировать конструкцию аппарата, но и самому «оптимизироваться», приспособиться, используя собственную сенсорику.
Особенно критична посадка более или менее тяжелого махолета, которая, как правило, заканчивается поломками.
Короче, реальный машущий полет – процесс не механический. Это искусство, которому надо учиться, причем иногда и долго, – как учатся ездить на велосипеде, балансировать и маневрировать на мчащемся скейтборде, или как дети учатся ходить, в конце концов. Потом эти навыки, это умение держать равновесие, свободно избирая направление движения, становятся автоматическими, интуитивными. Однако вначале не обходится и без падений.
А "классно" кататься на том же скейтборде вообще дано  не всякому, но лишь тем, у кого хороший вестибулярный аппарат и талант к «каскадерству». Так что первые полеты на махолете будут сильно учебными...
Доказательство тому – хотя бы вот этот, взятый на сайте канадской фирмы «Орнитоптер», сюжет об испытаниях модели, а затем полноразмерного махолета такой же конструкции. Малый прототип исправно летал на глазах изумленной публики, а машина с человеком на борту, развивая в разгоне скорость около 80 км/ч, подпрыгнула три раза на метр-полтора, и этим эксперимент закончился. А обошелся он в миллион долларов США! Почему не полетел? Да все по той же причине: крылья приводились «жестким» кривошипно-шатунным механизмом, не дающим никакой возможности управлять махом. Будь на борту немереная мощность, аппарат, скорее всего, полетел бы, как и модель-прототип, но кому он был бы нужен.
Между тем, применяемый в нашем проекте подход к созданию биомеханического летательного аппарата позволяет реализовать принципиально новые возможности по его управляемому движению. Используемый метод управления обеспечивает уникальные летно-технические характеристики, включая коэффициент полезного действия и коэффициент подъемной силы летательного аппарата, безопасность и экологичность движения в сочетании с высоким уровнем адаптации к изменению внешних воздействий
Наряду с историческим значением, махолет, требующий искусства пилота, может стать спортивно-техническим снарядом, намного более привлекательным, чем дельта- и параплан. Кроме того, использование махолета может приносить финансовую прибыль в рекламных кампаниях, развлекательных шоу, авиасалонах, спортивных и других мероприятиях, а так же в качестве систем наблюдения, средства спасения и т.п.
Инновационная компания «ПАН-Интелмех» приглашает к участию в изготовлении полномастабного летательного аппарата с управляемым машущим крылом (Проект «МАХОЛЕТ»)