Реализация стратегии развития
персонала промышленных предприятий на основе анализа потенциала сотрудников
На настоящем этапе развития
экономики России ключевым фактором успеха любого промышленного предприятия
является квалифицированный персонал, который следует рассматривать как
один из важнейших ресурсов развития. Квалификация и подготовка персонала
на всех уровнях и во всех сферах деятельности от рабочих участков до высших
звеньев управления определяет эффективность использования всех других ресурсов:
научно-технических, материальных, финансовых [1, 3, 8,]. Особую остроту
данный факт приобретает в условиях ограниченного предложения высококвалифицированных
кадров на рынке труда [2] .
Решение
об обучении, продвижении и других мероприятиях по развитию персонала принимается
руководством предприятия, как правило, на основе субъективных ощущений.
Отсутствие информации о потенциале сотрудников затрудняет не только формирование
и реализацию эффективной и экономичной программы развития персонала, но
и в значительной степени сказывается на отборе, ротации и продвижении сотрудников
[2,7].
Рассмотрим процесс реализации
стратегии развития персонала на примере менеджмента среднего уровня промышленного
предприятия. Реализация стратегии развития персонала базируется на концепции
систематического обучения (рис. 1).
Главная
задача первого этапа – формирование целевых групп и определение потребностей
в обучении каждой целевой группы. Для формирования целевых групп применяются
два критерия: функциональный, когда в группы объединяются специалисты одного
профиля, выполняющие одну функциональную задачу управления, и иерархический,
при котором в группы объединяются специалисты одного уровня управления,
например, начальники отделов, в независимости от принадлежности к функциональным
подразделениям. Для определения потребностей в обучении используются интервью,
тесты, построение матрицы компетенций.
Ключевым звеном процесса
систематического корпоративного обучения является подготовительный этап,
на котором разрабатываются программы и инструменты обучения. Именно инструменты
обучения, кейсы, деловые игры и, особенно, проекты, задания на которые
формулируются на основе интервью с руководителями компаний, позволяют установить
взаимосвязь между развитием персонала и его практической деятельностью.
Тем не менее,
с точки зрения предприятия существует ряд специфических моментов, связанных
с организационной стороной реализации стратегии развития персонала. Речь
идет, во-первых, об определении потребностей в обучении и необходимых для
этого инструментах: чек-листах, вопросниках и т.п., во-вторых, о подходах
к источникам информации, используемой для определения потребностей в обучении.
Каждый менеджер среднего
звена является одновременно и руководителем и специалистом. Поэтому для
этой категории персонала необходимо определить потребности, как в развитии
управленческих качеств, так и в совершенствовании профессиональных знаний.
Важной задачей для
решения первой из перечисленных проблем, является идентификация характеристик,
наиболее значимых для менеджеров как специалистов по управлению. На основе
изучения отечественного и мирового опыта в области развития персонала [6,9] и разработок, выполненных в Центре Менеджмента и Маркетинга «Прогресс»
при Правительстве Российской Федерации для одного из ведущих станкостроительных
предприятий Санкт-Петербурга, были предложены следующие критерии для оценки
и, соответственно, определения потребности в развитии менеджеров среднего
звена совокупно со шкалой оценки.
-
степень готовности к
работе,
-
уровень самостоятельности,
-
инициативность,
-
надежность выполнения
работ,
-
способность убеждать,
-
сотрудничество,
-
деловая контактность,
-
умение мотивировать
сотрудников,
-
умение координировать
работу сотрудников.
Рис.1. Реализация
стратегии развития персонала на основе процесса систематического обучения.
В качестве
примера приведем описание шкалы, используемой для оценки персонала по критерию
"степень готовности к работе".
В какой степени сотрудники
готовы брать на себя задачи в сфере своей компетенции? Стремятся ли довести
работу до конца, если это связано с трудностями и прилагаемые усилия не
сразу ведут к успеху?
-
"Неудовлетворительно":
Медлят брать на себя и выполнять те или иные задачи. Часто необходимы понукания
и побуждения. При появлении трудностей демонстрируют мало выдержки.
-
"Удовлетворительно":
Готовность к работе достаточна для достижения требуемых результатов. Большей
частью не нужно дополнительных стимулов для того, чтобы сотрудники принимались
за работу. При появлении трудностей или при неудачах демонстрируют определенную
меру выдержки.
-
"Хорошо": Демонстрируют
готовность и активность при получении и выполнении работы. Не пасуют перед
проблемами".
-
"Очень хорошо": Демонстрируют
ярко выраженное прилежание. Прилагают усилия и тогда, когда выполнение
задачи связано с особыми трудностями. Не отступают даже после многократных
неуспешных попыток выполнить работу в тяжелых условиях.
-
"Превосходно":
Развивают такую высокую активность и готовность, что решительно берутся
за выполнение чрезвычайно тяжелых задач. Упорно преодолевают значительные
трудности. Не пасуют, когда многократные усилия оказываются тщетными.
Для определения потребностей
в обучении необходимо знать, с одной стороны, существующий уровень менеджеров,
с другой – зафиксировать желаемый, но реально достижимый уровень квалификации
по каждому из критериев. Все эти необходимые для достижения цели вопросы
были сконцентрированы в чек-листах, разработанных для использования на
данном предприятии.
Источником информации
явился высший менеджмент предприятия, что позволило определить разрывы
в реальном и потребном уровне квалификации среднего менеджмента в разрезе
основных служб предприятия. Обобщенные результаты анализа представлены
в графическом виде на рис. 2 – 5 (фиолетовая линия – желаемый уровень, черная
– реальный).
Рис. 2. Общая характеристика
менеджера среднего звена с точки зрения генерального директора
Рис.3. Общая характеристика
менеджера среднего звена в целом по предприятию.
Рис.4. Общая характеристика
менеджера среднего звена с позиции финансовой службы.
Рис.5. Общая характеристика
менеджера среднего звена с позиции службы маркетинга.
Интерпретируя представленные
на рис. 2 - 5 результаты, можно определить наиболее актуальные для развития
качества менеджеров среднего звена (рис. 6).
Рис.6. Выявленные
потребности в развитии потенциала менеджеров.
Описанный выше в данном
разделе подход базируется на использовании знаний и опыта высшего руководства
о недостатках компетенции сотрудников. Однако применительно к руководителям
среднего звена для повышения объективности полученных данных целесообразно
иметь индивидуальную оценку уровня деловой компетенции. В Центре менеджмента
и маркетинга "Прогресс" под руководством автора была разработана другая
методика оценки деловых компетенций персонала на основе анкетирования,
тестов, собеседования и селективного тренинга.
Анкетирование.
При анкетировании сотрудники
определяли, какие деловые качества им необходимы для качественного выполнения
своих функциональных обязанностей, значимость этих качеств, а также какие
деловые качества им следует развивать в дальнейшем.
Анкетирование происходит
по трем группам качеств:
-
качества, в большей
степени характеризующие личность сотрудника;
-
качества, характеризующие
в большей степени когнитивную (интеллектуальную) сферу сотрудника;
-
качества, в большей
степени характеризующие поведенческую сферу сотрудника.
Анкетирование происходило
по двум группам навыков и умений:
-
навыки и умения, которые
в основном необходимы при работе с людьми;
-
навыки и умения, которые
в основном необходимы при работе с информационными потоками.
Необходимость разбиения
на группы деловых качеств и особенно навыков и умений была продиктована
тем, что обследуемые реальные и потенциальные руководители является также
и специалистами в своих областях. Для специалистов, вне зависимости от
специализации, основой профессионализма является умение работать с информацией,
а также деловые качества, помогающие им в этой деятельности.
Ведение в каждую
анкету пункта о готовности лично оплачивать семинары по развитию деловых
качеств, навыков и умений выполняло несколько задач:
-
повышало ответственность
при заполнении анкет;
-
выполняло функцию «шкалы
лжи»;
-
отражало серьезность
отношения сотрудников к развитию деловых качеств и умений;
-
обеспечивало получение
руководством фирмы дополнительной информации о необходимости обучения персонала.
Тестирование.
При тестировании применяются
таблицы Шульте /5/, которые выявляют не только особенности внимания, но
и скорость протекания психических процессов, а также стрессоустойчивость
и эмоциональную стабильность.
Использовался также
опросник Кудряшевой /4/. Результаты этого теста отражают развитость управленческой
деятельности и потенциал руководителя.
Тест на «Уровень
субъективного контроля» определяет некоторые аспекты мотивационной системы,
например уровень развитости мотива достижения. Результаты этого теста отражают
позицию человека в различных сферах деятельности.
Собеседование.
Собеседование направлено:
-
на уточнение данных
тестирования и анкетирования;
-
на выявление особенностей
ценностных ориентаций и мотивационной системы;
-
на определение условий,
способствующих и тормозящих самореализацию персонала на фирме.
Селективный
тренинг.
Суть селективного тренинга
заключается в том, что слушатели тренинга непосредственно участвуют в деловых
играх, моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. Их поведение
оценивается экспертом с учетом самооценки и оценки остальных участников
селективного тренинга. В рамках исследовательского проекта, выполненных
в Центре Менеджмента и Маркетинга «Прогресс» при Правительстве Российской
Федерации для одного из ведущих энергомашиностроительных предприятий Санкт-Петербурга
были выбраны пять описанных ниже основных критериев, которые наиболее полно
характеризуют потенциал сотрудников.
Нейропсихическая
выносливость.
Нейропсихическая выносливость
в значительной степени влияет на уровень умственной работоспособности,
на скорость протекания психических процессов и, в конечном счете, на количество
работы, которую может выполнить сотрудник, не прибегая к резервам организма.
Следует отметить, что когда мы говорим о высоких показателях умственной
работоспособности, то имеем в виду количество работы, которую может выполнять
человек без признаков утомления, а не о качестве выполнения работ. Оценка
проводится по семибалльной шкале.
Эмоциональная
выносливость.
Эмоциональная выносливость
характеризует степень стрессоустойчивости, возможность человека адекватно
реагировать и действовать, не снижая качественных параметров, в различных
критических и эмоционально насыщенных ситуациях (конфликтных, ситуациях
неопределенности, дефицита времени и т. д.). Оценка проводится по семибалльной
шкале.
Навыки
и умения по презентации товара, человека, проекта, коллектива, результатов
деятельности и т. д.
Данный параметр важен
при практической деятельности не только для руководителей среднего звена,
но и для специалистов и сотрудников, которым в большей или меньшей степени
приходится играть роль исполнителей. Оценка проводится по семибалльной
шкале.
Результат оценки
потенциала сотрудников приведен на рис. 7.
Рис.7. Оценка потенциала
на примере менеджера среднего звена
Оценка навыков
и умений ведения деловых бесед и решения управленческих задач.
Данный параметр,
прежде всего, отражает:
-
уровень адекватности
отражения управленческой ситуации, ее участников и своей роли в ней;
-
наличие достаточного
количества (не менее 3) отработанных форм поведения в стандартных ситуациях;
-
умение быть разным,
т.е. использовать разнообразные стили руководства;
-
умение конструктивно
разрешать конфликтные ситуации;
-
умение быть интересным,
нужным и уважаемым, т.е. навыки по формированию авторитета.
Оценка проводится
по семибалльной шкале.
Оценка навыков
работы с информационными потоками.
В данном блоке,
прежде всего, оцениваются:
-
умение разделять основное
от второстепенного и навыки по сбору необходимой информации;
-
умение сжимать и разворачивать
информацию, например, просто говорить о сложном и сложно о простом;
-
навыки постановки целей
и построения поэтапной технологии их реализации;
-
умение расставлять акценты
в своей профессиональной деятельности;
-
способность передачи
информации без искажений.
Список
литературы
-
Козлов А.В. Стратегическое
управление промышленными предприятиями. СПб.: СПбГТУ, 2001. 132 с.
-
Легчаков Д.Е. Стратегия
управления персоналом // Проблемы управления персоналом на современных
предприятиях: Труды Международной научно-практической конференции (27-28
июля 2002 г., С-Петербург). С. 33-34.
-
Козлов А.В. Реализация
стратегии развития управленческого персонала промышленных предприятий на
примере менеджеров среднего звена // Наука и практика организации производства
и управления: Труды международной научно-практической конференции (10-12
октября 2001 г., г. Барнаул). Барнаул: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та им.
И.И. Ползунова. 2001. С. 109 – 111.
-
Кудряшова Л.Д. Системно-психологическая
оценка руководителей и управленческих систем. Кишинев: Штиинца, 1987. 159
с.
-
Глухов В.В. Менеджмент:
Учебник. СПб.: Спец. лит-ра, 1999. 700 с.
-
Мордовин С.К. Управление
человеческими ресурсами/ 17-модульная программа для менеджеров "Управление
развитием организации". Модуль 16. М.: Инфра-М, 1999. 329 с.
-
Заварзин В.И. Карьера
специалиста // Российское предпринимательство. 2000. № 5. С. 37-42.
-
Градов А.П. Экономическая
стратегия фирмы: Учеб. пособие. СПб.: Спец. лит-ра, 2000. 589 с.
-
Mutscheller E., Rademacher
F.J. Personalmanagement im Unternehmen der Zukunft. Ulm: Universitaetverlag,
1994. 208 S.