Иван Иванович Кириллов
(к 100-летию со дня рождения)
30 марта текущего года исполнилось 100 лет со дня рождения Ивана Ивановича Кириллова, одного из основателей советского турбиностроения (умер в 1993 г.).

Жизнь И.И. Кириллова была далеко не простой и легкой. Окончив в 1924 г. Ленинградский Технологический институт, Иван Иванович начал работать на Ленинградском металлическом заводе, принял деятельное участие в строительстве нового турбинного цеха, в проектировании паротурбинных установок, в освоении приобретенной у английской фирмы «Метрополитен Виккерс» лицензии на производство мощных паровых турбин, на четыре месяца был командирован в Англию и Германию.

Такой быстрый рост не прошел мимо внимания клеветников:  арест в 1930 г. по ложному обвинению, долгие поединки с четырьмя последовательно принимавшими друг у друга дело «вредителя» следователями (которым «вина» Кириллова была «ясна», требовался очередной виток клеветы), приговор к 10 годам лагерей (именно потому, что вину не признал и никого не оговорил), работа в "шарашке", более чем на 30 лет ярлык "врага народа" и ... присуждение в 1938 г. без защиты степени кандидата наук за монографию "Автоматические устройства паровых турбин", защита в 1940 году докторской диссертации.
Орден "Знак Почета" в 1945 г., медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." в 1946 г., Государственная премия в 1949 году за книгу "Расчет и конструкции паровых турбин" и ... вынужденный переезд в Брянск из-за угрозы попасть в "Ленинградское дело"...
Наконец, отмена приговора "ввиду отсутствия состава преступления", вторая Государственная премия (1961г.), второй орден "Знак Почета" (1962 г.), орден Ленина (1972 г.), звание "Заслуженный деятель науки и техники РСФСР" (1977 г.) и третья Государственная премия в 1981 г. за освоение выпуска паровых турбин для атомных электростанций.

Из под пера Ивана Ивановича вышли, кроме упомянутых выше, такие основополагающие для турбинистов книги как:  "Газовые турбины", "Газовые турбины и газотурбинные установки", "Автоматическое регулирование паровых и газовых турбин", "Теория турбомашин" и другие (всего 19 книг!).

Созданные им в Ленинграде и Брянске научные школы породили целую плеяду ученых и производственников - турбинистов.
Это преподаватели вузов профессора и доценты:  Л.В. Арсеньев, В.Т. Буглаев, В.Н. Бусурин, И.Г. Гоголев, Р.И. Дьконов, И.Д. Заикин, В.А. Иванов, Л.В. Карцев, А.И. Кириллов, А.А. Климцов, Р.В. Кузьмичев, В.В. Лагерев, К.Л. Лапшин, А.С. Ласкин, А.М. Леонков, Э.Э. Маркович, А.Д. Межерицкий, В.Л. Полищук, В.А. Рассохин, Ф.А. Стоянов, А.А. Терешков, И.П. Фаддеев, Г.И. Хутский, А.Л. Шубенко.
Это большая группа ведущих заводских инженеров:  О.Н. Алексеев, М.Г. Бернштейн, Д.А. Дехович, Ю.Н. Неженцев, И.И. Пичугин (главный конструктор паровых турбин ЛМЗ), Н.А. Сорокин, К.В. Фролов (вице-президент РАН) и многие другие. Всего он выпустил более ста кандидатов и докторов наук.

Оценить характер этого крупного ученого и человека читатель может по приводимой ниже автобиографии И.И. Кириллова, написанной им в 1962 г.:

Автобиография
Родился в Санкт-Петербурге в 1902 году в семье врача. В 1918 году окончил реальное училище. В 1924 окончил Ленинградский технологический институт по механическому факультету.
После окончания Технологического института поступил конструктором на Ленинградский металлический завод. В 1927 году был командирован заводом в Англию и Германию с целью изучения производства паровых турбин. Около четырех месяцев работал в турбинных цехах завода "Метрополитен Виккерс" (Манчестер). Ознакомился с крупнейшими турбостроительными заводами Англии и Германии.
Последняя должность на Ленинградском металлическом заводе - начальник отдела оборудования турбинных цехов. В 1931 - 32 гг. работал конструктором в бюро паровых турбин Кировского завода (ОКБ-9).
В 1932 г. поступил на работу в Центральный научно-исследовательский котлотурбинный институт на должность группового инженера и в этой должности работал до 1936 года.
В 1936 г. был откомандирован на Невский машиностроительный завод им. Ленина для участия в проектировании новых паровых турбин.
В 1937 г. занимал в ЦКТИ должность главного конструктора бюро транспортных двигателей, а с 1938 года был научным руководителем турбинного отдела ЦКТИ.
С 1932 г. по совместительству исполнял обязанности доцента кафедры "Паровые турбины и машины" в Ленинградском политехническом институте.
Докторскую диссертацию защитил 27 ноября 1940 г. в Ленинградском политехническом институте. Тема диссертации: "Влияние на устойчивость движения вторичных явлений в системе непрямого регулирования". ВАК утвердил в ученой степени доктора технических наук 8 февраля 1941 г.
В феврале 1941 г. был избран по конкурсу на должность профессора кафедры "Паровые турбины и машины" Ленинградского политехнического института. 7 июня 1941 г. ВАК утвердил в ученом звании профессора.
Во время Великой отечественной войны был командирован НКТМ (НКТМ - Народный комиссариат тяжелого машиностроения. Ред.) для работы по наладке, реконструкции и повышению мощности турбин на электростанциях. Работал в городах Омск, Казань, Свердловск, Каменск, Москва, Зуевка. Одновременно занимал должность начальника турбинного отдела ЦКТИ.
В 1945 г. за работу в области турбостроения награжден орденом "Знак почета", а в 1946 г. - медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.".
С 1944 г. после избрания по конкурсу заведовал кафедрой "Паровые турбины и машины" в Ленинградском политехническом институте и продолжал научную работу в ЦКТИ в должности старшего научного сотрудника.
За научные труды в 1949 г. был удостоен Государственной премии.
В 1951 г., по состоянию здоровья детей (Официальная версия отъезда в Брянск. Ред.), я был вынужден покинуть Ленинград, и перешел на должность заведующего вновь организованной кафедры "Турбостроение" Бежицкого (Бежица в то время была самостоятельным городом. Ред.) института транспортного машиностроения, где работал до 1961 г.
В 1953 - 54 гг. был председателем общества по распространению политических и научных знаний г. Бежицы. В 1959 г. был избран депутатом трудящихся в Городской совет г. Брянска.
В 1961 г. в связи со свертыванием турбостроения на Брянском машиностроительном заводе переехал в Ленинград, где был избран заведующим кафедрой "Турбиностроение" ЛПИ.
В 1962 г. за работу во втузах награжден орденов "Знак почета" (На этом текст автобиографии заканчивается. Ред.).