Вулканизм в фольклоре и обрядах

В былинах и сказках неоднократно упоминается странная на первый взгляд огненная река Смородина, где у калинового моста герой сражается со Змеем Горынычем ("Змеищо да зло Горынищо", "пешшорская змея", "змея печорская" и т.д.) или Чудом-Юдом поганым.

Былинный "Добрыня сын Никитинич" уезжает "на гору сорочинскую" к "Пучай-реке" и сражается там со змеем огненным.
"Тая река свирепая,
Свирепая река, сама сердитая,
Из-за первоя же струйки как огонь сечет,
Из-за другой же струйки искра сыплется,
Из-за третьей же струйки дым столбом валит,
Дым столбом валит, да сам со пламенью"
С огнем связаны и многие календарные обычаи и обряды. Так, например, на севере Италии (как и в соседних романских кантонах Швейцарии) было принято в последнюю ночь февраля зажигать на холмах костры. В Эльзасе и Лотарингии в карнавал катили или бросали горящие колеса или диски. Обряд не встречается в других областях Франции, но распространен в германских странах.
В первое воскресенье поста во многих провинциях Франции - "воскресенье факелов". В этот день на холме перед деревней дети размахивали длинными шестами, с горящими на них пучками соломы. Множество огней двигалось на деревню. Затем дети бежали с горящими факелами в деревню, к фруктовым деревьям, ударяя факелами по стволам со словами: "Больше фруктов, чем листьев".
В Провансе во время карнавала по улицам городов носили фигуру дракона, которая изрыгала огонь, опрокидывала людей, обжигала огнем. Во время церемонии присутствующие поливали друг друга водой, обсыпали мукой и сажей.
Во многих европейских странах карнавальные гулянья заканчивались, так называемыми "пепельными средами"
Что же скрывается за фольклорными образами и обрядовыми действиями?
Отдельные современные историки видят в пылающей огненной реке "без сомнения...фольклорный образ", который "относится к числу мифических, сакральных, поскольку частью реального мира он по своей фантастичности быть не может. "
Видят в ней раздел двух миров, "который служит границей и началом мира подземного... ". "Поэтому и протекала огненная река между двумя мирами, чтобы, сохраняя космический порядок, исключить даже малую возможность попадания в мир мертвых живого человека. "
По мнению других авторов, огненная река и Змей Горыныч - олицетворение многочисленных набегов кочевников, монголо-татарского ига, борьбы русского народа за свою независимость и т.д.
Встречаются и более "земные" объяснения. Была выдвинута гипотеза о том, что Змей Горыныч с его головами, грохотом и теменью во время полета и т.д. - художественное переосмысление смерча. Герои-богатыри мужественно боролись со смерчем-змеем "разрубая его мечами" (какая жалость, что в те времена еще не было того самого разрекламированного пылесоса).

Системный анализ фольклорного, историко-этнографического и естественнонаучного материалов, позволил автору прийти к несколько иным выводам. По происхождению сказки и былины связаны с жизненным опытом древнейших охотников и земледельцев. Путь первых земледельцев и скотоводов пролегал от вулканов Средиземноморья и Малой Азии по трем областям молодого вулканизма Европы: Центральная Франция, Рейнская и Чешско-Силезская.

Например, вулканы Тосканы или Оверни (в частности, вулкан Пюи-де-ла-Ваш) потухли около семи тысяч лет назад. Вулканы всегда привлекали земледельцев, т.к. обеспечивали их плодороднейшей почвой. Но и крутой, непредсказуемый нрав огнедышащих гор им был тоже хорошо знаком, и было просто жизненно необходимо задабривать грозных благодетелей, что и нашло отражение в многочисленных календарных обычаях и обрядах.

Во время вулканических взрывов над местом извержения образуется пепло-газовая смесь, взлетающая на огромную высоту, сопровождаемая обильным пеплопадом и яростными бомбардировками раскаленными вулканическими бомбами, а со склонов вулкана с большой скоростью может сорваться палящая туча, мгоновенно сжигающая все на своем пути (классические извержения Везувия; 8 мая 1902 г. во время извержения вулкана Мон-Пеле на острове Мартиника палящей тучей в считанные мгновенья был уничтожен город Сен-Пьер).

На рубеже I и II вв. до н.э. латинский поэт, чье имя не дошло до нас, написал поэму "Этна", в которой изложил основы вулканологии в том виде, в каком их представляли древние римляне. В частности, он оставил описание лавового потока: "жидкие стихии вскипают все сильнее и наконец выплескиваются и ровной рекой стекают по склонам. Волны идут и идут... Не отступят они; это - огонь неодолимый; нет им преграды; ничто их не удержит; ...враг на бегу своем разит и лес и скалу... Бывает, что остановится он в овраге: тогда теснятся его волны, вздымаются, переплескиваются друг через друга, подобно тому как на бурном море вал летит через вал. Первым выталкивают наружу нижние, слабейшие волны, потом рушатся задние, и вот уже прорвался весь поток, пройдя как сквозь сито. Поток замирает в своих берегах, охлаждается, застывает; твердеют понемногу пылающие волны; связки огненных языков меняют свое обличье. Твердея, они испускают дымы, потом, под действием собственной тяжести, отрываются и с грохотом летят вниз глыбами... Брызжет рой искр; вот утесы огня, вот искры... вот они отлетают от глыб, хранящих свой жар, и падая, гаснут".
Известный вулканолог Г.Тазиев, очевидцец извержения Этны, уже в ХХ веке, писал: ..."между высокими берегами из недавно застывшего базальта продолжал течь один - единственный раскаленный ручей, в то время как все остальные скрывались внутри туннелей, которые они сами и образовали. Образование лавовых туннелей чрезвычайно характерно для мощных базальтовых потоков".
По словам Г.Тазиева, "запах лавового потока это смесь угарного газа угольных печей..., органических дисциллятов, серы и еще чего-то... Это достаточно неприятный запах-аромат"...
От поверхности раскаленной лавы в большом количестве выделяется хлористый водород. Мощь лавового потока может поразить воображение даже бывалого вулканолога. В марте 1983 г. произошло очередное извержение Этны, Г.Тазиев, почти непрерывно ведший наблюдение за постоянно действующим вулканом на протяжении более 20 лет, столкнулся с чудовищным языком лавы, который "поднимался над землей на высоту пяти-шести этажного дома, продолжая ползти вперед со скоростью нескольких сантиметров в секунду... В изумление меня приводила... невероятная толщина этого языка - около 15 м, то есть в пять-шесть раз больше, чем у обычного базальтового потока такого типа".
В ноябре 1938 г. во время извержения побочного конуса Ключевской сопки (Камчатка) вулканологи В.Ф.Попков и И.З.Иванов предприняли дрейф на остывшей плотной корке лавы. "Вместе с потоком мы проплыли от своей первоначальной точки на восток-северо-восток более 2000 метров и благополучно сошли на уже остывший поток. "

Вернемся теперь к "истокам". Само название реки Смородины происходит от древнерусского слова "смород" - обозначавшего сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Словом "калина" в древнерусском языке обозначали нечто, сильно нагретое, раскаленное. Традиционное толкованше образа Змея Горыныча - огнедышащий змей горы. Образы огненных горных змеев встречаются в сказках и мифах многих народов.

Таким образом, можно выдвинуть гипотезу о том, что, во-первых, река Смородина и калиновый мост это фольклорное описание расплавленных потоков лавы и лавоых туннелей. Во-вторых, смертоносные пепло-газовые тучи, палящие тучи и лавовые потоки воплотилась в образах сказочно-мифологических змеев и драконов.