Топливный бак и способ его изготовления
Предлагаемый топливный бак предназначен, главным образом, для использования на транспортных машинах. Им предлагается заменить "пожаробезопасные" топливные баки с эластичной полимерной оболочкой и губчатым полимерным наполнителем (при разрыве оболочки не образуется искрение, приводящее к воспламенению топлива, а наполнитель уменьшает концентрацию паров топлива).
Цели предложения: уменьшение проницаемости оболочки бака парами легкоиспаряющегося топлива, уменьшение массы оболочки и, при необходимости, обеспечение возможности установки бака в ограниченном по габаритам монтажном пространстве машины путем раздельного монтажа в машине оболочки и наполнителя.
Суть предложения: на наполнитель надевают тонкостенную подложку из полимерного материала, например из полиэтилена, а затем на подложку напыляют оболочку из плотного полиуретана, в результате чего внешняя поверхность подложки образует с оболочкой неразъёмное соединение, а внутренняя поверхность сопрягается с наполнителем без сцепления с его поверхностью, обеспечивая разъёмность оболочки бака и его наполнителя.
Для установки бака в ограниченном по габаритам пространстве наполнитель разделяют на секции, которые затем собирают в единый блок, на него надевают подложку, на подложку напыляют оболочку из плотного полиуретана, после чего в оболочке и подложке делают проём для вынимания и закладывания секций в оболочку. При монтаже такого бака в машине оболочку с вынутым из неё наполнителем предварительно деформируют до минимальных размеров, транспортируют ее внутрь топливного отсека и крепят её в отсеке установочными деталями, после чего оболочку заполняют через её проём в определённой последовательности секциями наполнителя, а затем проём герметизируют крышкой. Такой бак можно устанавливать в машине, не прибегая к трудоемкому демонтажу окружающего оборудования.
Устройство разработано в ОАО ВНИИТрансМаш, имеет патентную защиту. Эта разработка удостоена золотой медали Брюссельской международной выставки "Эврика".