Топливный бак и способ его изготовления

Предлагаемый топливный бак предназначен, главным образом, для использования на транспортных машинах. Им предлагается заменить "пожаробезопасные" топливные баки с эластичной полимерной оболочкой и губчатым полимерным наполнителем (при разрыве оболочки не образуется искрение, приводящее к воспламенению топлива, а наполнитель уменьшает концентрацию паров топлива).

Цели предложения: уменьшение проницаемости оболочки бака парами легкоиспаряющегося топлива, уменьшение массы оболочки и, при необходимости, обеспечение возможности установки бака в ограниченном по габаритам монтажном пространстве машины путем раздельного монтажа в машине оболочки и наполнителя.

Суть предложения: на наполнитель надевают тонкостенную подложку из полимерного материала, например из полиэтилена, а затем на подложку напыляют оболочку из плотного полиуретана, в результате чего внешняя поверхность подложки образует с оболочкой неразъёмное соединение, а внутренняя поверхность сопрягается с наполнителем без сцепления с его поверхностью, обеспечивая разъёмность оболочки бака и его наполнителя.

Для установки бака в ограниченном по габаритам пространстве наполнитель разделяют на секции, которые затем собирают в единый блок, на него надевают подложку, на подложку напыляют оболочку из плотного полиуретана, после чего в оболочке и подложке делают проём для вынимания и закладывания секций в оболочку. При монтаже такого бака в машине оболочку с вынутым из неё наполнителем предварительно деформируют до минимальных размеров, транспортируют ее внутрь топливного отсека и крепят её в отсеке установочными деталями, после чего оболочку заполняют через её проём в определённой последовательности секциями наполнителя, а затем проём герметизируют крышкой. Такой бак можно устанавливать в машине, не прибегая к трудоемкому демонтажу окружающего оборудования.

Устройство по изготовлению (см. рисунок) состоит из секций наполнителя 1, подложки полимерного материала 2, вентиля 3 и вакуумного насоса 4, оболочки из плотного полиуретана 5, крышки 6.
С целью плотного прилегания во время напыления как к монолитному, так и разделённому на секции наполнителю, подложку герметично соединяют с источником разрежения, например с вакуумным насосом, и откачивают из неё воздух до полного прилегания подложки к наполнителю. Откачиваемый воздух, проходя через многочисленные поры наполнителя, обеспечивает равномерное прилегание подложки к наполнителю.
Проведены работы по изготовлению макета бака с раздельной от наполнителя эластичной оболочкой. Такой бак с последовательной установкой оболочки и наполнителя был смонтирован в ограниченном по габаритам монтажном пространстве, чего невозможно было бы произвести с жестким баком. Предлагаемый топливный бак может быть использован в различных транспортных средствах, особенно в работающих в условиях повышенной пожароопасности.

Устройство разработано в ОАО ВНИИТрансМаш, имеет патентную защиту. Эта разработка удостоена золотой медали Брюссельской международной выставки "Эврика".