Автомобили с многофункциональными обтекателями

Грузовые автомобили и, прежде всего, автопоезда для международных и междугородних перевозок («дальнобойные фуры») снабжены надкабинными воздушными обтекателями для снижения лобового сопротивления воздуха и, соответственно, повышения топливной экономичности автомобиля. При высоких скоростях движения экономия топлива составляет примерно 10-15 %. При этом часть конструкций обтекателей допускает регулировку угла атаки. Некоторые конструкции предусматривают размещение под обтекателем спец.оборудования или организацию дополнительного, например спального помещения.

В то же время, остаются проблема временной изоляции кабины для полноценного отдыха экипажа (сна на обочине шоссе в условиях освещения фарами проходящих мимо машин, в светлое время суток), приёма пищи, безопасности стоянки (защита от проникновения злоумышленников) и транспортировки машины железнодорожным транспортом и т.д.

Рис. Автопоезд с многофункциональным надкабинным обтекателем в режимах движения без кузова (а), движения с кузовом (б) и стоянки с изолированной кабиной (в): 1 – кабина; 2 – обтекатель–дополнительное помещение-защитное устройство кабины; 3 – кузов-контейнер.

Для инкассаторских машин особо остро стоит проблема безопасности водителя (экипажа). Как одна из возможных мер, направленных на разрешение этой проблемы, предлагается многофункциональный надкабинный обтекатель, по крайней мере с двумя-тремя положениями, в одном из которых он «нетрадиционно» перекрывает кабину подобно защитному колпаку.